Программа Экология Прикладная математика и информатика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызско-Российский Славянский университет
Естественно-технический факультет
Кафедра «Устойчивое развитие окружающей среды и безопасность жизнедеятельности»
УТВЕРЖДАЮ
декан факультета: Юриков В.А.
___________________________
"____"______________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки:
010400 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Профиль подготовки: ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Бишкек 2011
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Экология» является применение наукоемких технологий и пакетов программ для решения прикладных задач в области физики, химии, биологии, экономики, медицины, экологии через получение фундаментальных знаний о функционировании живой природы и экосистем в целом, их биотических и абиотических компонентов, а также о единстве и закономерностях взаимоотношений природы и общества.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Экология относится к фундаментальным
естественнонаучным дисциплинам и включена в вариативную часть ООП, математического, естественнонаучного и общетехнического цикла: Б-2.
На изучение дисциплины отводится 2 зачетные единицы, т.е. 72 академических часа. Из них 18 часов лекционных и 18 часов практических занятий. Самостоятельная работа составляет 36 часов. Дисциплина изучается во 2 семестре, итоговый контроль – зачет.
В качестве теоретической дисциплины она дает объяснение многообразию взаимоотношений природы, общества и техносферы. В дисциплине широко используются теоретические подходы и сведения, составляющие существо широкого спектра наук – истории, философии, социологии и др. Это определяет важное место курса «Экология» в системе высшего образования, показывает его определяющее значение в формировании комплексного научного представления о взаимоотношениях человека и окружающей природы и месте бакалавров прикладной математики и информатики в этих взаимоотношениях.
Дисциплина Экология, находясь в математическом и естественно научном цикле образования студентов, предполагает знание основных дисциплин гуманитарно-социального цикла. Она предшествует дисциплинам профессионального направления, таким как «Теория вероятностей и математическая статистика» «Методы оптимизации», «Безопасность жизнедеятельности», и др.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Обучающийся должен знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем, основные закономерности исторического процесса.
Обучающийся должен уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Обучающийся должен владеть: способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: фундаментальные законы природы, проблемы экологии.
Уметь: применять на практике компьютерные технологии для решения различных задач, в том числе, для обеспечения устойчивости экосистем и мер экологической безопасности.
Владеть: Способностью демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук (ПК-1). Способностью приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные (ПК-2). Способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ПК-5.)
Примечание: курсивом здесь и далее набран текст из стандарта соответствующего направления.
4. Структура и содержание дисциплины Экология
4.1. Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | *Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). | ||||||
всего | ауд | лк | пр (сем) | лб | СРС | ||||||
Модуль 1 | |||||||||||
|
Биосфера |
2 | 1, 2 | 10 | 8 | 2 | 6 | 2 | |||
|
Экосистемы | 2 | 3,4 | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
|
Сообщества и популяции. |
2 | 5, 6 | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | |||
|
Организм и среда |
2 |
7, 8 |
12 | 10 | 4 | 6 | 2 |
Зачет по модулю 1(**КР) (9 неделя) |
||
Модуль 2 | |||||||||||
|
Глобальные экологические проблемы | 2 | 10-13 | 18 | 2 | 2 | 12 |
Реферат (14 неделя) |
|||
|
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды |
2 | 14-15 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||||
|
Социально-экономические аспекты экологии. |
2 | 16-18 | 14 | 4 | 2 | 2 | 10 |
Зачет по модулю 2 (КР) (18 неделя) |
||
Всего – по семестру | 18 | 72 | 36 | 18 | 18 | 36 | |||||
Итого – по дисциплине | 18 | 72 | 36 | 18 | 18 | 36 | Зачет |
* Контроль успеваемости в выбранной форме, отнесенной к какой-либо неделе, предполагает только время проведения контроля. Содержание и объем контролируемой части дисциплины (модуля) определяется отдельным параграфом «Порядок и условия изучения и контроля занятий по дисциплине» в разделе 5 программы.
**КР – контрольная работа
4.2. Содержание дисциплины
Теоретическая часть дисциплины | Неделя семестра |
Кол-во. час. всего/лк |
|
---|---|---|---|
Модуль 1 | |||
Раздел 1 |
Биосфера |
1,2 | 10/2 |
Тема 1.1 |
Основные понятия и определения экологии |
||
Тема 1.2 |
Учение о биосфере. |
||
Тема 1.3 | Фундаментальная роль живого вещества. | ||
Тема 1.4 | Круговороты веществ в биосфере | ||
Раздел 2 |
Экосистемы. |
3,4 | 6/2 |
Тема 2.1 | Понятие экосистем и их разнообразие. | ||
Тема 2.2 | Сукцессия экосистем. | ||
Тема 2.3 | Трофические взаимодействия в экосистемах. Экологические пирамиды | ||
Тема 2.4 | Продукция и энергия в экосистемах | ||
Раздел 3 |
Сообщества и популяции. |
5-8 | 8/4 |
Тема 3.1 | Демэкология и синэкология. | ||
Тема 3.2 | Биотические связи организмов в биоценозах. | ||
Тема 3.3 | Структура сообществ. | ||
Тема 3.4 | Популяция и её свойства. | ||
Раздел 4. |
Организм и среда |
9- 12 | 12/4 |
Тема 4.1 | Основные среды жизни. | ||
Тема 4.2 | Экологические факторы среды. | ||
Тема 4.3 | Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы. | ||
Тема 4.4 | Адаптация организмов к экологическим факторам. | ||
Модуль 2 | |||
Раздел 5. |
Глобальные экологические проблемы |
13-14 | 18/2 |
Тема 5.1 | Парниковый эффект. | ||
Тема 5.2 | Озоновые дыры. | ||
Тема 5.3 | Демографический взрыв. | ||
Тема 5.4 | Сокращение биоразнообразия | ||
Раздел 6 |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды |
15-16 | 4/2 |
Тема 6.1 | Мониторинг окружающей среды и его виды. | ||
Тема 6.2 | Экологические нормативы и стандарты. | ||
Тема 6.3 | Экозащитная техника и технологии. | ||
Тема 6.4 | Особоохраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. | ||
Раздел 7. |
Социально-экономические аспекты экологии. |
17, 18 | 14/2 |
Тема 7.1 | Экология и здоровье человека. | ||
Тема 7.2 | Основы экологического права. | ||
Тема 7.3 | Экологический контроль и экспертиза. | ||
Тема 7.4 | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие. | ||
Итого по дисциплине | 18 | 72/18 |
Содержание практических и семинарских занятий:
Практические (семинарские) занятия | Неделя семестра | Количество часов | |
Модуль 1 | |||
Раздел 1. |
Биосфера |
||
Тема 1.1(И) | Основные понятия экологии и ее системность. | 1,2 | 2 |
Вопросы темы: |
1. Что является предметом изучения экологии? Почему в настоящее время экология приобретает широкую известность и признание? 2. Какие задачи призвана решить экология и, каковы её основные методы исследования. 3. Основные этапы становления экологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии экологии (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев). 4. Структура экологии. 5. Какова экологическая обстановка в Кыргызстане. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в нашей стране. 6. Какие научные направления формируются в экологии в настоящее время? Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы, в чем их различия? Литература: [1а] - стр. [2б] - стр.11-19 [4а] – стр.8-12 |
||
Тема 1.3. |
Фундаментальная роль живого вещества | 3,4 | 2 |
Вопросы темы: |
1.Что называется «живым веществом»? 2.Какие вещества, кроме «живого» выделил В.И.Вернадский в биосфере? 3.Основные свойства и функции «живого вещества» 4.Что является основным условием устойчивости биосферы? Литература: [1а] - стр. [2б] - стр.32-45 [4а] – стр.111-125 |
||
Тема 1.4. |
Круговорот веществ в биосфере |
5,6 | 2 |
Вопросы темы: |
1. Основные закономерности развития и динамика биосферы. 2. Биологический и геологический круговороты. 3. Нарушаются ли эти круговороты человеком? Как эти нарушения сказываются на экосистемах и средах жизни? Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.38-44 |
||
Раздел 2. |
Экосистемы |
||
Темы 2.6. 2.7. 2.8 |
Сукцессия экосистем; Трофические взаимодействия в экосистемах. Экологические пирамиды; Продукция и энергия в экосистемах |
7,8 | 2 |
Вопросы тем: |
1. Биотические связи организмов в биоценозах. Их характеристика. 2. Биотические связи животных и растений. 3. Трофические связи животных и растений. 4. Экологическая ниша. 5. Видовая и пространственная структура биоценоза. 6. Экологическая структура. Простые и сложные биоценозы. 7. Энергетика экосистем. Цепи питания. 8. Экологическая пирамида. Поток вещества и энергии в экосистеме. 9. Биологическая продуктивность. 10. Первичная и вторичная экологическая сукцессия. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр. [1б] – стр. |
||
Раздел 3. | Сообщества и популяции | ||
Тема 3.4(И) | Популяция и её свойства | 9,10 | 2 |
Вопросы темы: |
1. Понятие популяция, типы популяций. 2. Численность и плотность популяций. 3.Плодовитость, смертность, миграции популяций. 4.Стабильные, растущие и сокращающиеся популяции. 5. Возрастная структура популяции. 6.Причины колебания численности популяций. Внутрипопуляционная регуляция численности популяций. 7. Популяция как саморегулирующаяся система. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.69-79 [2б] – стр.83-94 |
||
Раздел 4. | Организм и среда | ||
Тема 4.2(И) | Экологические факторы среды | 11,12 | 2 |
Вопросы темы: |
1. Что такое среда, из чего она слагается. 2. Характеристика основных экологических факторов. 3. Чем характеризуется влияние абиотических факторов на организм. 4. Экологическая пластичность и адаптация организмов. 5. Ограничивающий фактор. 6.Охарактеризуйте особенности экологических групп растений по отношению к свету. 7. Тепловой режим. Адаптационные особенности пойкилотермных и гомойотермных животных. 8. Температурный оптимум и пессимум. 9. Температурный фактор как определяющий распределение животных по земному шару. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.80-101 [2б] – стр.19-25 |
||
Тема 4.1 |
Основные среды жизни. |
11,12 | 2 |
Вопросы темы: |
1. Общая характеристика водной среды, как среды жизни, факторы водной среды. 2. Экологические группы гидробионтов. 3. Экологическая пластичность водных организмов. 4. Адаптивные особенности водных растений и животных. 5.Экологические особенности основных составляющих наземно-воздушной среды (воздух, атмосферные осадки, влажность почвы). 6.Основные свойства почвы как экологического фактора. Литература: [1а] - стр. [4а] - стр.137-145 [2б] – стр. 25-32, 131-135 |
||
Раздел 5. | Глобальные экологические проблемы | ||
Темы: 5.1 (И) 5.2 5.3 5.4 |
Парниковый эффект, Озоновые дыры, Демографический взрыв, Сокращение биоразнообразия |
13,14 | 2 |
Вопросы темы: |
[1а] - стр. [4а] - стр.195-209 [2б] – стр.140-148 |
||
Раздел 6. |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды |
||
Темы: 6.3 6.4 |
Экозащитная техника и технологии, Охрана растительного и животного мира. |
15, 16 | 2 |
Вопросы темы: |
[1а] - стр. [2а] - стр.372-480 |
||
Раздел 7 | |||
Тема 7.4 | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие. | 17,18 | 2 |
Вопросы темы: |
[2а] - стр.354-364 |
||
Итого по дисциплине | 18 | 18 |
Примечание: «И» - занятие в интерактивной форме
Самостоятельная работа студентов:
Содержание материала дисциплин, вынесенного на СРС | Неделя семестра | Количество часов | Форма контроля | |
Модуль 1 (9-я неделя) | ||||
Раздел 1 |
Биосфера |
|||
Тема |
Круговороты веществ в биосфере и их значение для устойчивого развития экосистем. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.38-44 [2б] – стр.122-128 |
1, 2 | 2 | Вопросы в КР по модулю 1 |
Раздел 2 | Экосистемы | |||
Тема |
Изменчивость и стабильность экосистем Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.69-79 [2б] – стр.68-78 |
3, 4 | 2 | Вопросы в КР по модулю 1 |
Раздел 3 | Сообщества и популяции | |||
Тема |
Показатели, характеризующие популяции Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.38-44 [2б] – стр.83-86 |
5, 6 | 2 | Вопросы в КР по модулю 1 |
Раздел 4 |
Организм и среда |
|||
Тема |
Адаптация живых организмов. Закон толерантности. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.91-96 [2б] – стр.25-32 |
7, 8 | 2 | Вопросы в КР по модулю 1 |
Модуль 2 | ||||
Раздел 5 | Глобальные экологические проблемы | |||
Тема |
Естественное и антропогенное загрязнение окр. среды. Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество. Экологические кризисы и катастрофы и мера их опасности. Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.127-221 [2б] – стр.135-148-336 |
9, 10, 11, 12 | 12 | |
Раздел 6 | Рациональное природопользование и охрана окружающей среды | |||
Тема |
Природные ресурсы Кыргызстана и их эколого-экономическая оценка. Концепция устойчивого развития и новый уровень деятельности человечества Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.127-221 [2б] – стр.135-336; [9б]–стр.63-87. |
13, 14, 15, 16 | 6 |
Реферат по разделам 5 и 6 (16 неделя) |
Раздел 7 | Социально-экономические аспекты экологии. | |||
Тема |
Концепция устойчивого развития и новый уровень деятельности человечества Литература: [1а] - стр. [2а] - стр.350-3711 [2б] – стр.386-394 |
17, 18 | 10 | Вопросы в КР по модулю 2 |
Итого по дисциплине | 18 | 36 |
5. Образовательные технологии
5.1. Порядок и условия изучения и контроля знаний по дисциплине.
На организационном или первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов те условия и требования, которые должны соблюдаться в течение всей работы над этой дисциплиной.
Порядок изучения и контроля данной дисциплины включает следующие пункты:
- информацию о структуре учебного курса и его деления на отдельные модули;
- виды, время и форма проведения текущего, промежуточного и итогового контроля знаний (зачёт);
- критерии и правила оценки ответов студентов;
- способ и шкала оценивания при проведении контрольных мероприятий всех видов;
- учёт, с возможной оценкой в баллах, всех действий студента, связанных с изучением данной дисциплины (пропуски занятий - по уважительной и неуважительной причинам; позитивная активность на занятиях; демонстрация заинтересованности и результативности обучения и т.д.).
В изучаемой дисциплине «Экология» принято количество модулей - два. Баллы за усвоение содержания дисциплины распределены так:
Модуль 1 – 30 баллов;
Модуль 2 – 30 баллов;
Промежуточная аттестация – 40 баллов.
Отведённые на каждый модуль оценочные баллы учитывают все контрольные мероприятия, определённые для данной дисциплины пунктом 4 её рабочей программы. Часть этих баллов, наряду с оценками текущей успеваемости, выделена для учёта посещаемости занятий студентом, его активности и других способов и мотиваций заинтересованности студента в освоении дисциплины.
Оценка текущей успеваемости производится как по разделам, вынесенным на аудиторную работу, так и на самостоятельную – СРС.
В дисциплине принята разбивка 100 баллов по видам контрольных мероприятий:
- Письменный тест по 1 модулю – 20 баллов;
- Контроль СРС по 1 модулю – 10 баллов;
- Письменный тест по 2 модулю – 20 баллов;
- Контроль СРС по 2 модулю – 10 баллов;
- Реферат- 25 баллов;
- Активность студента на семинарах – 10 баллов;
- Посещаемость занятий – 5 баллов.
ИТОГО 100 баллов.
Ниже приведена таблица, показывающая соотношение различных систем оценки знаний:
Оценка по 100-бальной шкале | Оценка по традиционной системе |
90-100 | Отлично |
75-89 | Хорошо |
50-74 | Удовлетворительно |
0-49 | Неудовлетворительно |
5.2. Технологии проведения занятий
Традиционная форма
Интерактивные формы:
- деловые игры
- работа в малых группах
- кейсовое обучение
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями отечественных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:
- Основные этапы развития экологии.
- Причины экологизации науки и практических сфер деятельности.
- Экология как междисциплинарная область знаний. Основные направления экологических исследований.
- Выдающиеся ученые (Жан Батист Ламарк, А.Тэнсли, Р.Линдеман, Г.Ф.Гаузе, В.В.Докучаев, В.И.Вернадский), способствовавшие развитию экологического мышления и возникновению экологии.
- Структура современной экологии.
- Жизнь. Понятие. Основные свойства.
- Понятие "среда обитания". Перечень основных сред обитания.
- Экологические факторы: определение и классификация.
- Емкость среды (понятие).
- Нормальная жизнедеятельность (понятие).
- Солнце – источник жизни на Земле.
- Критические точки. Зона пессимума, оптимума. Понятия.
- Экологические пирамиды. Понятие. Виды.
- Краткая характеристика круговорота углерода. Стагнация круговорота.
- Круговорот азота. Азотфиксаторы. Краткая характеристика.
- Круговорот воды в природе. Краткая характеристика.
- Определение биогеохимического цикла.
- Поток энергии и круговороты биогенных элементов в экосистеме (схема).
- "Экологическая сукцессия". "Климаксное сообщество". Определения. Примеры.
- Основные принципы естественного устройства биосферы.
- Основные законы экологии Б.Коммонера.
- Закон незаменимости биосферы (В.И.Вернадский).
- Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадский)
- Закон физико-химического единства живого вещества.
- Закон оптимума.
- Закон (принцип) исключения Гаузе.
- Закон (правило) 10 % Линдемана.
- Причина охраны биологических ресурсов на уровнях организмов и их местообитаний.
- Концептуальные основы общей экологии и ее структура (аутэкология, демэкология, синэкология).
- Взаимодействие организмов со средой и их историческое единство.
- Концепция экосистемы.
- Классификация факторов среды.
- Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы.
- Понятие о популяции. Популяционный подход в экологии.
- Предмет изучения синэкологии. Понятие о биогеоценозе.
- Проблемы взаимоотношений человека с современной окружающей средой.
- Здоровье как основной экологический критерий.
- Биологическое разнообразие живой природы и пути его сохранения.
- Биологические ресурсы и их использование.
- Загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье населения.
- Загрязнение вод: масштаб, состав загрязнителей, последствия.
- Вырубка лесов: масштаб, последствия.
- Безотходность «производства» в природе и отходность производственной деятельности человечества.
- Международная "Красная книга". "Красная книга" Кыргызстана.
- Опасность нарушения принципов естественного устройства биосферы.
- Классификация загрязнителей, сбрасываемых в водоемы.
- Здоровье населения – интегральный показатель качества окружающей среды.
- Демографический взрыв и его опасность для современного состояния биосферы.
- Заповедники, современная ситуация в Кыргызстане, функции. Виды заповедников и их количество для сравнения в развитых странах ( РФ, США, ФРГ, Канаде др.)
- Основы экологической безопасности. Концепция экологической безопасности Кыргызстана.
- Понятие об экоразвитии.
- Концепция «устойчивого развития».
- Глобальный характер экологических проблем.
- Предмет регулирования международного экологического права. Глобальные экологические конвенции.
- Ведущий межправительственный орган ООН по вопросам охраны окружающей среды.
- Закон об охране окружающей природной среды. Значение.
- Экологическая экспертиза: понятие, задачи.
- Перспективы концепции «устойчивого развития» для «золотого миллиарда» населения экономически развитых стран.
Комплект демонстрационного варианта теста:
|
Темы рефератов:
- Загрязнение биосферы и последствия для биоразнообразия.
- Основные загрязнители атмосферы, гидросферы, литосферы.
- Каково происхождение аэрозольного загрязнения?
- «Кислотные дожди» и их влияние на биосферу.
- Основные химические загрязнители природной среды.
- Чем опасно нефтяное загрязнение?
- Последствия воздействия шума и уровень «болевого порога».
- Каково воздействие на биосферу электромагнитных излучений?
- Основные источники радиоактивного загрязнения и их воздействие на биосферу.
- Основные причины «цветения» воды и меры по их предотвращению.
- Физическое загрязнение почв и ландшафтов.
- Основные тенденции и прогнозы изменений биосферы под воздействием антропогенных факторов.
- Основные техногенные процессы, оказывающие наибольшее влияние на состояние биосферы.
- Проблемы, порожденные нерегулируемым ростом народонаселения Земли, а также влиянием сохранения нулевого прироста населения планеты.
- Основные последствия урбанизации.
- в чем проявляется влияние изменений в биосфере на экономические и социальные отношения в обществе.
- Как проявляются изменения экологической ситуации в Кыргызстане.
- Основные принципы обеспечения стабильности биосферы.
- Что понимается под экологическими кризисами и катастрофами.
- Основные причины экологических кризисов и катастроф и их последствия.
- Как проявляется напряженное состояние биосферы при формировании экологических кризисов.
- Этапы экологических кризисов в период возникновения и развития человеческого общества.
- Особенности современного экологического кризиса.
- Как развиваются экологические катастрофы?
- Каким образом проявляются экологические бедствия, возникающие вследствие техногенных аварий?
- Каковы различия природных и техногенных процессов в биосфере?
- Права и обязанности людей, заключенные в принципах «Декларации Рио».
- Основные идеи, отраженные в документе «Повестка дня на 21 век».
- Влияние современных социальных проблем на деформацию окружающей среды.
- Основные принципы реализации концепции устойчивого развития.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов –М.: ЮНИТИ,2008.-455с.
2. БольшаковВ.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Экология. Учебник. –М.: Логос, 2005. -504 с.
3. Николайкин Н.И.Николайкин Н.И. Экология: Учебник для вузов/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. -М.: Дрофа, 2004. -624 с
б) дополнительная литература:
- Бродский А. К. Бродский, Андрей Константинович Краткий курс общей экологии : Учебное пособие/ А. К. Бродский. -3- изд.. -СПб.: ДЕАН, 2009. -224 с.
- Воронков Н.А. Экология. Общая, социальная, прикладная. –М.: Агар, 2008. – 424 с.
- Касымова В. М.,Касымова В. М. Карасаева А.Х., Родина Е. М. Устойчивое природопользование в бассейне Аральского моря/ Международный фонд спасения Арала. -Бишкек: Илим, 2004. -272 с
- Маринченко А.В.Маринченко, Анатолий Васильевич Экология: Учебное пособие/ А.В. Маринченко. -М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К`", 2006. -332 с.
- Окружающая среда в Кыргызской Республике : Стат. сборник/ Национальный статистический комитет; Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций. -Бишкек, 2005. -155 с
- Прохоров Б.Б.Прохоров, Борис Борисович Социальная экология: Учебник для студ. вузов/ Б.Б. Прохоров. -М.: Академия, 2005. -416 с.
- Ревская Н.Е.Ревская, Нина Евгеньевна Экология: Учебное пособие/ Н.Е. Ревская. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. -128 с.
- Родина Е. М.Родина, Елена Михайловна Устойчивое развитие эколого-экономических систем/ Е. М. Родина. -Бишкек, 2003. -208 с.
- Родина Е.М.Родина Е.М. Устойчивое развитие эколого-антропогенных систем (на примерах Центральной Азии и Кыргызстана)/ Е.М. Родина. -Бишкек: Изд-во КРСУ, 2006. -182 с.
- Федорова А. И. Федорова, Алевтина Ильинична Практикум по экологии и охране окружающей среды : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. И. Федорова, А. Н. Никольская; Ред. Ю. Б. Королев. -М.: Владос, 2004. -288 с.
- Шилов И. А. Шилов, Игорь Александрович Экология : Учебник для биол. и мед. спец. вузов/ И. А. Шилов; Ред. Н. Е. Овчеренко. -3-е изд., стереотип.. -М.: Высшая школа, 2007. -512 с.:
Список нормативно-правовых документов
1. Закон КР «Об охране окружающей среды» -1999г.
2. Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики. Б.: - 2007. - 123 с.
Наглядные пособия
1. Макет « Экологические проблемы Кыргызстана»
2. Макет «Устойчивое развитие»
3. Комплект плакатов по экологии и охране окружающей среды
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Компьютерное и мультимедийное оборудование совместное с кафедрой ОБД;
2. Комплект аудио и видеофильмов по экологии и окружающей природной среде прикладных обучающих программ (17 видеофильмов и 8 СД);
3. Электронная библиотека дисциплины;
4. Комплект мультимедиа лекций.
5. Электронное учебно-методическое пособие. Родина Е.М. Основы экологии и устойчивого природопользования. Краткий курс –Б.: Изд-во КРСУ, -186 с.
6. Электронное учебно-методическое пособие. Родина Е.М., Макиевская Р.М. Методические указания к практическим и семинарским занятиям «Основы экологии и устойчивое природопользование». Б.: Изд-во КРСУ, -32 с.
Методические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Экология», подготовлены и.о. проф., д.т.н. Родиной Е.М. и доцентом к.с-х.н. Макиевской Р.М., Б.: - 2010. -35 с.
Раздел 1. Биосфера
Тема 1. Основные понятия экологии и ее системность.
Семинарское занятие, продолжительность– 2часа
Вопросы темы:
1. Что является предметом изучения экологии? Почему в настоящее время экология приобретает широкую известность и признание?
2. Какие задачи призвана решить экология и, каковы её основные методы исследования.
3. Основные этапы становления экологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии экологии (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев).
4. Структура экологии.
5. Какова экологическая обстановка в Кыргызстане. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в нашей стране.
6. Какие научные направления формируются в экологии в настоящее время? Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы, в чем их различия?
Раздел 1. Биосфера
Тема 3. Фундаментальная роль живого вещества
Семинарское занятие, продолжительность– 2часа
Вопросы темы:
- Что называется «живым веществом»?
- Какие вещества, кроме «живого» выделил В.И.Вернадский в биосфере?
- Основные свойства и функции «живого вещества»
- Что является основным условием устойчивости биосферы ?
Раздел 1. Биосфера
Тема 4. Круговорот веществ в биосфере
Практическое занятие, продолжительность– 2часа
Вопросы темы:
1. Основные закономерности развития и динамика биосферы.
2. Биологический и геологический круговороты.
3. Нарушаются ли эти круговороты человеком? Как эти нарушения сказываются на экосистемах и средах жизни?
Задание 1.
Заполните прямоугольники в упрощенной схеме круговорота углерода в биосфере на рисунке 1 следующими компонентами:
- Углекислый газ атмосферы - Зеленые растения
- Травоядные животные - Ископаемое топливо
- Сжигание топлива человеком - Вулканическая деятельность
- Мертвые растительные и животные организмы - Хищники